14:40, 13 февраля 2014 года
14:40, 13 февраля 2014 года

Утиные истории: как Траньков и Волосожар помогли клубному патриотизму

Вечером 12 февраля петербургские фигуристы Максим Траньков и Татьяна Волосожар выиграли золотые медали Олимпиады в Сочи и получили от болельщиков неожиданный подарок — набор сине-бело-голубых уточек, который сразу же показали по всем каналам мира. За несколько недель до этого Иван Калашников в своей колонке для журнала «Наш „Зенит“» провел параллель между игрушками для ванной и клубным патриотизмом и, как оказалось, попал в самую точку.

Два года назад валлийский клуб «Кардифф Сити» купил малайзийский бизнесмен Винсент Тан. В обмен на вложенные миллионы Тан поменял клубные цвета с синих на красные (в Азии они символизируют что-то очень хорошее), попытался сменить название на «Кардифф Драгонз» (пока не вышло) и для усиления эффекта обязал всех сотрудников носить значки с перекрещенными флагами Малайзии и Уэльса. Этими же значками буквально завалили клубный магазин.

Инициатива Тана, естественно, вызвала негодование болельщиков: около тысячи человек сдали сезонные абонементы, другие приносили на стадион баннеры «Тан, убирайся», третьи отказывались покупать новые красные футболки с драконом вместо привычной ласточки. Однако один из самых ярых предводителей протеста, требующий немедленного возвращения клуба в прежнее состояние, зашел в магазин за значками: «Потом, когда Тана здесь уже не будет, я взгляну на них — и вспомню, как мы добились своего».

Было бы слишком наивно думать, что футбольные клубы продают в своих магазинах просто футболки, просто кружки или просто значки. Они продают воспоминания. С выездной формой сезона пятилетней давности у болельщиков будет ассоциироваться какая-нибудь важная победа в гостях, решившая судьбу чемпионства или спасшая от вылета. Портрет игрока на кружке каждое утро будет напоминать о хет-трике в принципиальном дерби. Про значки уже всё объяснил болельщик «Кардиффа».

Кроме того, ассортимент современных клубных магазинов позволяет людям немного подретушировать реальность вокруг себя. Брелок для ключей, чехол для телефона, коврик для мышки, тостер, зажигалка, часы и запонки в клубных цветах — все эти предметы будут попадаться на глаза и под руку каждый день и окажутся не просто полезными, на них еще будет приятно взглянуть. При этом довольно широкая линейка клубной продукции вовсе не подразумевает, что болельщики должны спать на простынях с эмблемой клуба, надевать тапочки с эмблемой клуба, раздвигать шторы с эмблемой клуба и так далее (хотя всё это при желании легко организовать). Такое разнообразие скорее помогает выбирать — потому что выбирать из двух-трех предметов на самом деле гораздо сложнее.

Основной ассортимент в английских клубах, как правило, похож, но каждый старается добавить туда что-то особенное: скажем, в магазине «Сток Сити» можно купить горшок для цветов с клубной эмблемой, потому что Сток всегда был гончарным городом. В магазине «Халла», который квартирует в рыбацком порту на Северном море, продаются катушки для удочек. Когда в «Эвертоне» играл Маруан Феллайни, у «Гудисон Парка» всегда можно было приобрести черный парик — такой же огромный и лохматый, как прическа бельгийца. Это неудивительно: самые надежные покупатели клубных магазинов — туристы. Они покупают не столько атрибутику, сколько сувенир, у которого должен быть couleur locale.

Один из главных фетишей клубных магазинов — резиновые уточки для ванной, которые недавно появились в фан-шопе «Зенита». В Англии их можно найти даже в пятом дивизионе. Детская игрушка стала популярной во многом благодаря персонажу из «Улицы Сезам», а клубы стали раскрашивать ее в свои цвета, как только поняли, что товары для детей — это будущее футбольного мерчандайзинга. Многие болельщики оденут детей с головы до ног в клубную форму, вручат им лопатку с эмблемой и запустят в ванну уточку только потому, что в силу возраста уже не могут позволить это себе.

Два года назад «Арсенал» продал детских футболок больше, чем взрослых, а игрушек — больше, чем разных аксессуаров для взрослых. Неудивительно, если уже скоро подрастет поколение, для которого футбольное боление и клубный патриотизм начались с резиновых уточек.

img
img